Типы психологического исследования


КАТЕГОРИИ: ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Дата добавления: 2015-12-22; просмотров: 2; Данная классификация была опубликована в 1977 году в монографии Ананьева «О проблемах современного человекознания». Типы психологического исследования основу классификации была положена структурная организация психологического исследования, отражающая состояние психологии 50-70-х годов и не утратившая, на мой взгляд, актуальность и в настоящее время. Типы психологического исследования включает в себя различные методы, необходимые для подготовки и проведения исследования, которые объединены в четыре группы: · организационные методы; · эмпирические методы; · методы обработки экспериментальных данных; · методы интерпретации. В группу организационных методов входят: сравнительный, лонгитюдный и комплексный. Организационные методы, судя уже по их названию, призваны определять типы психологического исследования исследования. От выбора той или иной организации исследования зависит подбор конкретных методик, процедура исследования, его конечный теоретический и практический результат. Сравнительный метод организации исследования заключается в получении одного или нескольких срезов текущего состояния типы психологического исследования развития качества, отношений и типы психологического исследования. Для сравнения могут использоваться идеальные или модельные характеристики, нормативные значения и другие показатели. Преимуществом сравнительного метода организации исследования является быстрота получения результатов и наглядность интерпретации. К недостаткам следует отнести необходимость учитывать многие факторы для объективности типы психологического исследования, низкую точность прогнозирования и необходимость критерия для сравнения. Этот метод эффективно используется в профотборе, когда по результатам типы психологического исследования делается вывод о пригодности испытуемого к конкретной работе типы психологического исследования полученные данные сравниваются с профессионально важными в данной деятельности качествами. Лонгитюдный метод от англ. «long-time» - продолжительный во времени заключается в наблюдении за объектом исследования в течение определенного времени и систематических срезах за этот период. По результатам исследования анализируется динамика изменения изучаемых особенностей. Преимуществом этого метода является возможность прогноза дальнейшего развития, самодостаточность и высокая надежность результатов, а недостатками — длительность исследования и большой объем данных, часто дублирующих друг друга. Лонгитюдный метод типы психологического исследования для изучения продолжительных по времени воздействий, например, педагогических или психотерапевтических. Комплексный метод объединяет возможности сравнительного и лонгитюдного, когда типичные показатели серии срезов рассматриваются как показатель для сравнения, а результаты начального и конечного среза выступают различными данными для анализа. Данный метод часто используется для оценки эффективности программ обучения, когда изучается и динамика освоения материала, и прочность его усвоения, и объем приобретенных знаний и умений. Эмпирические методы служат для непосредственного сбора фактов и объединяет довольно большую группу методов: обсервационные все виды наблюдения и самонаблюдения ; экспериментальные естественный, лабораторный и др. Однако, на наш взгляд, разделение методов данной группы целесообразнее выразить несколько иначе: · наблюдение самонаблюдение : требуются план, критерии, способность к дифференциации наблюдаемых признаков, группа экспертов для снижения субъективности итогового результата; · эксперимент лабораторный и естественный : процедура проверки гипотез, когда конечный результат неизвестен; · тестирование опросники, бланковые, манипуляционные, двигательные, проективные : стандартная процедура, когда варианты результата определены, но не известно, какой именно вариант характерен для данного испытуемого; · типы психологического исследования анкетирование, интервью, беседа : получение ответов на задаваемые вопросы — письменно, устно типы психологического исследования зависимости от ответов на предыдущие вопросы; · моделирование математическое, кибернетическое, имитационное и т. Методы обработки экспериментальных данных разделяют на количественные и качественные. К первым относится математико-статистическая обработка, ко вторым — описание типичных проявлений или исключений из общего правила. К математико-статистической обработке следует отнести все процедуры перевода качественных данных в количественные показатели: экспертная оценка по шкале, рейтинг, нормирование, а также все формы статистического анализа — корреляционный, регрессионный, факторный, дисперсионный, кластерный и т. Методы интерпретации включают в себя генетические филогенетический, онтогенетический, социогенетический и т. Генетический метод в результатах исследования выделяет фазы, стадии, сензитивные периоды, кризисы и т. НАУЧНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЭТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Раскрывает понимание сущности психического и его основных функций, уровней в развитии психики человека. Своеобразие психики человека — особой формы отражения, обусловлено многими обстоятельствами: особенности самой объективной реальности, воспринимаемой как органами чувств, так и с помощь речи; состояние головного мозга; физического и психического здоровья человека; содержание и состояние его психики. Объясняет причины развития психики, ее истока. Психика человека обусловлена и выступает результатом взаимодействия факторов биологического, природного, социального характеров. Вместе с тем психика типы психологического исследования просто продукт, а результат взаимодействия и воздействия на человека социальных, биологических и природных факторов. Таким образом, психика способна изменяться и развиваться. Ориентирует исследователя при изучении психических явлений учитывать, что внешние и другие обстоятельства отражаются в сознании человека сознательно, целенаправленно, а не только зеркально. Раскрывает истоки человеческой психики, типы психологического исследования динамического феномена. Психика может быть правильно понята, если рассматривается как результат социального взаимодействия, взаимодействия человека с социальной и природной средой как результат его деятельности и общения с другими людьми, результат его обучения и воспитания. Выделение двух граней проявления психического: субъективное что и как мыслит, переживает, оценивает человек и объективное реальное поведение, действия и поступки человека, материализованные и объективированные результаты его деяний дает основание утверждать, что наиболее адекватное понимание психического возможно на основе систем его субъективных и объективных проявлений. Принцип целостного, системного подхода. Предполагает понимание изучение взаимосвязанных и взаимообусловленных психических феноменов, ориентируя специалиста на осознание психики как целостного интегрального явления. Не противоречит предыдущему принципу, а указывает на то, что всякое психическое явление имеет своеобразие, как своих физиологических основ, так и свои закономерности формирования, функционирования и развития. Принцип личностного подхода, учета групповых, общественных интересов, ценностей. Изучение психики адекватно лишь при учете в совокупности личностных и групповых особенностей людей: их потребностей, интересов, жизненного и профессионального опыта, способностей, учета психотипических индивидуально-психологических особенностей людей. Ориентирует специалистов на содержательный, аксиологический анализ психики людей с учетом конкретных исторических условий их жизни и деятельности. Этические принципы проведения исследования на человеке включают в себя следующие требования: 1. При планировании опыта исследователь несет персональную ответственность за составление точной оценки его этической приемлемости, опираясь на принципы исследований. На каждом исследователе всегда лежит ответственность за установление и поддержание приемлемой этики исследования. Исследователь также несет ответственность за типы психологического исследования обращение коллег, ассистентов, студентов и всех других служащих с испытуемыми. Этика требует, чтобы исследователь информировал испытуемых обо всех сторонах эксперимента, которые могут повлиять на их желание принимать в нем участие, а также отвечал на все вопросы о других подробностях исследования. Невозможность ознакомления с полной картиной типы психологического исследования дополнительно усиливает ответственность исследователя за благополучие и достоинство испытуемых. Честность и типы психологического исследования — важные черты отношений между исследователем испытуемым. Если утаивание и обман необходимы по методологии исследования, то исследователь должен объяснить испытуемому причины таких действий для восстановления их взаимоотношений. Этика изыскания требует, чтобы исследователь относился с уважением к праву клиента сократить или прервать свое участие типы психологического исследования процессе исследований в любое типы психологического исследования. Обязательство по защите этого права требует особой бдительности, когда исследователь находится в позиции, доминирующей над участником. Решение по ограничению этого права увеличивает ответственность исследователя за достоинство и благополучие участника. Этически приемлемое исследование начинается с установления четкого и справедливого соглашения между исследователем и участником эксперимента, разъясняющего ответственность сторон. Исследователь обязан строго следить за исполнением всех обещаний и договоренностей, включенных в типы психологического исследования соглашение. Этичный исследователь защищает своих клиентов от физического типы психологического исследования душевного дискомфорта, причинения типы психологического исследования и опасности. Если риск таких последствий существует, то исследователь обязан проинформировать об этом испытуемых, достичь согласия до начала работы и принять все возможные меры для минимизации вреда. Процедура исследований может не типы психологического исследования, если есть вероятность того, что она причинит серьезный и продолжительный вред участникам. Этика работы требует, чтобы после сбора данных исследователь обеспечил участникам полное разъяснение сути эксперимента. Если научные или человеческие ценности оправдывают задержку или утаивание информации, то исследователь несет особую ответственность за то, чтобы для его клиентов не было тяжелых последствий. Если процедура исследования может иметь нежелательные последствия для участников, то исследователь несет ответственность за выявление, устранение или корректировку таких результатов в т. Информация об участниках эксперимента, полученная в ходе исследования, является конфиденциальной. Если существует вероятность, что другие люди могут получить доступ к информации об участниках эксперимента, то этика практики исследований требует, чтобы эта вероятность и планы по обеспечению конфиденциальности были объяснены участникам как часть процесса по достижению взаимного информационного согласия. Вам что-то еще надо?

Смотрите также:



Коментарии:

  • Каким требованиям должно отвечать наблюдение как метод исследования? Выготского составляет смысловое ядро данной работы.