План биографии лермонтова


Памяти Друга и Учителя Юрия Лотмана ВВЕДЕНИЕ «О Лермонтове ещё почти нет слов — молчание и молчание Биография нищенская Когда роют клад, прежде разбирают смысл шифра», — писал, используя узловые лексемы семиотики, в 1906 г. За cтo лет состояние Лермонтоведения неизмеримо улучшилось, в 1981 г. Лермонтоведы располагают ничтожным количеством документов писем, дневников, автографовскудным мемуарным материалом, «нищенской» фактологией, усугубляемой подчас авторской установкой на засекреченность. В итоговой статье Лермонтоведение ЛЭ Вацуро счел необходимым отметить неблагополучие в науке о поэте: «Недостаточность, лакунарность и противоречивость источников все еще затрудняет создание научной биографии Лермонтова…». Итоговый вывод в полной мере относится и к интересующему нас узкому план биографии лермонтова творческим связям поэта с французской литературой. Острая нехватка автобиографических и вспомогательных материалов делает реконструкцию постоянно меняющейся рецепции Лермонтовым французской литературы сложной задачей, решаемой совместными усилиями компаративистики, Блок В дальнейшем: Блок Сочетание компаративистского и культурно-исторического методов для меня долгое время оставалось достаточной методологической базой исследовательской работы. Однако возникший под влиянием теории литературного структурализма Лотмана интерес к творческому поведению Пушкина «игра по моделям французской литературы» закономерно привел меня к проблемам семиотики. Крайняя скудость Лермонтовских автобиографических материалов делает конструктивной и методологию «новой исторической школы» важен опыт изучения Шекспира: Монроз с учетом «дискурса культуры» воссоздают «Я» Шекспира, исходя из текста его пьес. Знаковые индикаторы, предложенные Александром Блоком относительно грядущего разгадывания тайны Лермонтова — «клад» и «шифр», релевантны и по отношению к проблеме рецепции. При нехватке материалов особую значимость приобретает гипотеза как метод реконструкции и осмысления фактов. Эта, практически не изученная относительно литературоведения, гносеологическая категория при анализе специфики рецепции оказалась конструктивной; захотелось понять ее глубже, предпринять попытку классификации, разобраться в проблеме доказательности, постигнуть роль творческой интуиции в зарождении гипотезы; это удалось — лишь «в первом приближении», но план биографии лермонтова поиск, думается, не был бесполезен. Гипотеза конструктивна, когда она востребована самим ходом исследования; в предлагаемой монографии некоторые аспекты рецепции нуждались в этом методе больше, другие — меньше. Красноречивый пример «востребованности» гипотезы план биографии лермонтова раскрытие загадки тщательно « засекреченной» Лермонтовым группы стихов 1830-х годов, конкретнее, таинственного лица, выступающего то лирическим субъектом, то лирическим объектом в нескольких стихотворениях. Для разгадки лермонтовского замысла потребовалось больше ста лет с 1897 по 2004. Усилиями многих поколений ученых Болдаков, Эйхенбаум, Герштейн, Найдич, План биографии лермонтоваиспользовавших, фактически, в какой-то мере уже тогда методы 10 модернистского литературоведения, было выяснено, что данная группа стихов связана с именем Андрея Шенье в то время названия модных школ еще не были в ходу, но представители «классической» школы не хуже «модернистов» владели искусством вживания в текст, его истолкования изнутри, установления связей с культурными дискурсами, прочтения « символического» плана литературной биографии. Но ошибка в датировке не позволила «структурировать» материал; и лишь в 2004 году гипотеза, думается, нашла завершение: ныне можно утверждать, что в лирике Лермонтова, среди стихотворений 1830-х годов, имеется зашифрованный цикл « Андрей Шенье». Мифопоэтика Лермонтова, связанная с эстетической концепцией немецких романтиков Шеллинг, Фр. Шлегель, Шиллерв достаточной степени самобытна. Независимо от того, каким архаическим истоком питается его мифопоэтика языческим или библейским — Прометей, Кассандра, Орфей, Марсий или «падший Ангел»«переплавленные» Лермонтовым мифы, хотя и существенно различаются между собой, под его пером обретают общую черту: в них доминируют мотивы несогласия, протеста план биографии лермонтова бунта. Образу Прометея поэт придает трагико-ироническую окраску. Шлегелю «самая свободная из всех вольностей» подсвечивает восприятие Лермонтовым мифа «. С иронией он может отзываться и о себе: «С Прометеем, чье имя стало символом Бунта и Прогресса, пришло убеждение, что человек может достичь спасения собственными силами Но миф имеет два полюса и динамика человеческой природы способна привести к утрате осознанности трагической границы, ведущей к погружению в Зло». La littérature générale et comparée. Исследования в области мифопоэтического. В дальнейшем все ссылки на произведения Лермонтова приводятся в тексте по этому изданию. Первая арабская цифра означает том, вторая — страницу. Я прежде план биографии лермонтова про демона иного: То был безумный, страстный, детский бред. План биографии лермонтова «нищета» автобиографических материалов сказывается и здесь. Сохранились лишь ранние, немногочисленные оценки Лермонтовым французской литературы юный план биографии лермонтова осуждает «глупые правила», «приторный вкус французов» 6, 407. Приписывание им решающего значения, без учета дальнейшей эволюции поэта что неоднократно делалосьвряд ли можно считать научным подходом. Диалектика восприятия Лермонтовым французской литературной традиции лучше всего «высвечивается» через сопоставление с Пушкиным. В области рецепции формы связи двух поэтов разнообразны, многоплановы, подчас парадоксальны. Пушкин то оказывается важным промежуточным звеном в цепи усвоения младшим поэтом французской традиции, то пушкинское творчество в сознании Лермонтова «подсвечивает» французские образцы. Изучение разнообразия форм рецепции французской литературы Пушкиным и Лермонтовым: от совпадения позиций Андрей Шенье, Арнонекоторого сходства оценок Руссодо существенной разницы Гюго, Младший поэт стремится делать все « по-иному»: идти по следам и делать все по-своему — специфика его рецепции. В подобной полемичности рецепции разумеется, не только элемент отрефлектированности, но и спонтанности: разные творческие индивидуальности, разное видение мира, разные эпохи. При план биографии лермонтова нового параметра восприятие Пушкинасвязи Лермонтова с французской традицией становятся не бинарными, а троичными формы тройственных соотношений 12 более разнообразны и многоплановы. Зависимость младшего поэта от пушкинской рецепции проявляется в формах усвоения и отталкивания, последнее часто «запрятано» в глубине текста, гипотетические реконструкции помогают эту связь «высветить». Этот аспект сопоставление двух рецепций мало привлекал внимание исследователей. В шестидесятые годы, готовя для ЛЭ раздел Французская литература, я отдавала себе отчет, насколько существенно сопоставление с Пушкиным, но лаконизм энциклопедического стиля такую возможность исключал. Для описания изучаемой тройственной связи необходимо знать, была ли известна младшему поэту пушкинская рецепция. В позитивном случае релевантно понятие «треугольное видение» Бетеаотражающее способность художника заимствовать модель автоописания у писателя-предшественника. Так, Пушкин соотносит свое творческое поведение с автоописанием Андрея Шенье перед казнью, а Лермонтов после гибели Учителя Смерть Поэта — с план биографии лермонтова моделью элегия Андрей Шенье. Творчество Лермонтова принципиально «автобиографично», специфика его «самоописания» важна для характеристики всего творчества, включая изучаемый нами узкий аспект. Я использую термин «авторское поведение» в понимании Лотмана и различаю литературную биографию «объективная реальность» и автобиографизм в художественном тексте «интерпретация и преломление жизненных фактов в художественном произведении». Под термином Bethea Joseph Brodsky and the Creation of Exile. Избранные статьи в 3 т. Литературная биография ; его же. Избранные статьи в 3 т. Избранные статьи в 3 т. Иосиф Бродский в северной ссылке: поэтика автобиографизма. По отношению к Лермонтову, осознанно «строящему» свою биографию, релевантными становятся переломные моменты судьбы первый значимый поступок — создание Смерти поэта, повлекший за собой арест и ссылку; в этом ряду и дуэль с План биографии лермонтова. Описание «литературного автобиографизма» значимо не только при анализе тройственных связей Лермонтов — Пушкин — Шенье, Руссо, Констан, Мюссе, Казотно и бинарных: Лермонтов — Карр, Жорж Санд, Для анализа преемственных связей Лермонтова с французской словесностью существенна концепция «игры» Лотмана, в свое время послужившая мне импульсом для выдвижения проблемы «игрового поведения» по моделям французской литературы этот термин означает «любовь к перевоплощениям, умение становиться не собой, другими, игру «масками», «ролями», «жизненными позициями». Свойственное Пушкину «игровое поведение» характерно и для Лермонтова. Ученые, как правило, игровым формам усвоения поэтом французской традиции уделяли мало внимания исключение — Глассе ; однако творческая «игра» существенна и для него; прямо или опосредованно она связана с пушкинскими механизмами переплавки французских моделей. Сушкова план биографии лермонтова связь поэта с французской традицией, отмечала его «старание изо всякого план биографии лермонтова, изо всякого план биографии лермонтова извлечь «Завоеванное Пушкиным и воспринятое читателями первой трети XIX план биографии лермонтова. Требование от писателя подвижничества и даже героизма сделалось как бы само собой разумеющимся» Лотман Пушкин в план биографии лермонтова Пушкина. Творческая игра по моделям французской литературы. В дальнейшем: Вольперт «Игра» становится для Лермонтова, как и для План биографии лермонтова, «своеобразным план биографии лермонтова, предваряющим творчество. Однако в специфике «игры» между двумя поэтами есть и существенное различие. Пушкин, ориентируясь на французские модели, осваивая роли и маски, учится план биографии лермонтова жанры: элегию — « по Парни», план биографии лермонтова послание — « по Грессе», литературный портрет — « по Лабрюйеру». Для Лермонтова такая задача нерелевантна; новое литературное поколение нацелено на иное, это — другой этап развития рецепции, определяемый спецификой эпохи: иная память жанра, иной автобиографизм, иная исповедальность. В николаевской России опасность преследования за вольнодумство гораздо ощутимее, чем в александровское время разительный пример — история гибели Для литературного план биографии лермонтова Лермонтова существенна «игровая стратегия», ориентированная на маскировку иносказание; апогей подобной тактики — «тайный» цикл Андрей Шенье. Пушкин упомянул около ста французских писателей, Лермонтов — всего семнадцать; он парадоксальным образом не упомянул как раз тех «собратьев» по перу, с которыми творчески был наиболее тесно связан Стендаль, Гюго, Констан, Мюссе, Сенанкур, Мериме. При острой нехватке биографических материалов одно упоминание имени — это уже очень много двух удостоились лишь Руссо и Вольтер. Одна из задач этой книги — Сушкова Учебу у предшественников Пушкин почитал высоко: «Талант неволен, и его подражание не есть постыдное похищение — признак умственной скудности, но благородная надежда на свои собственные силы, надежда открыть новые миры, стремясь по следам гения, — или чувство в смирении своем еще более возвышенное: желание изучить свой образец план биографии лермонтова дать ему вторичную жизнь» Пушкин В дальнейшем все ссылки на произведения Пушкина даются в тексте по этому изданию. Римская план биографии лермонтова означает том, арабская — страницу. Проблема Лермонтов и французская литература изучена недостаточно; кроме моих статей, есть всего семь специальных работ. В исследованиях о творческой связи Лермонтова с Родзевич Предшественники Печорина во французской литературе. Киев, 1913 в дальнейшем: Родзевич ; Дюшен Лермонтова в ее отношении к русской и европейской литературам. Казань, 1814 в дальнейшем: Дюшен ; Дашкевич Творчество Лермонтова и западные литературы. Лермонтов и литература его времени. La culture française en Russie. Трактовка экзотической темы в новелле Мериме «Матео Фальконе» и романе Материалы План биографии лермонтова республиканской конференции. Томашевскийиногда меньшее Существенный интерес представляют и отдельные, хоть и разрозненные, но часто весьма ценные замечания Мильчина и многие другие. Следует отдать должное памятным датам, дающим немаловажный импульс к изучению вопроса. Такую роль, в частности, сыграл план биографии лермонтова юбилей со дня рождения поэта; с этого времени началось научное изучение проблемы Лермонтов и французская литература. У истоков описания лермонтовской рецепции: «Пионером» в этой области выступил Лермонтов и Стендаль ; ее же. Кафедра план биографии лермонтова литературы Тартуского ун-та. «Тайный» цикл Андрей Шенье ; ее же. Юбилей совпал с началом первой мировой войны; пророчески актуально в тот момент зазвучали слова Лермонтова:. Небо ясно, Под небом места много всем, Но беспрестанно и напрасно Один враждует он — зачем? Жизнь и творчество Sa vie et ses œuvres. Примечательно, что ученый не считал, что он смог постигнуть Лермонтова до конца, он признавался, что «… не проник в тайну этой мрачной души: многие из ее сторон остаются еще погруженными в мрак». К 100-летнему юбилею со дня рождения поэта третья часть монографии Дюшена была переведена в Казани на русский язык переводчики Завалин под названием Поэзия Лермонтова в ее отношении к русской и западноевропейским план биографии лермонтова Казань, 1914 ; несколько страниц книги уделены связям Лермонтова с французской литературой, воздействие которой на поэта Дюшен определял как «незначительное». Ученый установил ряд реминисценций, аллюзий, перекличек в произведениях Лермонтова с писателями Франции и, прежде всего, — с Виктором Гюго. Родзевич в работе Предшественники Печорина во французской литературе 1913половина которой 24 страницы посвящена воздействию на Лермонтова традиции исповедального романа, выдвинул гипотезу о французских «корнях» Героя нашего времени. Использовав методику сопоставительного анализа, ученый описал пусть бегло! Рене, или Следствия страстей Fr. René ou les effets des passions, 1802 ; Сенанкур. Obermann, 1804 ; Adolphe, 1816 ; Исповедь сына века Дашкевич к 100-летнему юбилею издал монографию Статьи по новой русской литературе 1914план биографии лермонтова раздел Дюшен. Его перу принадлежат также исследования: К вопросу влияния Байрона и Наибольший интерес в работе представляет тонкий хотя и план биографии лермонтова сопоставительный анализ лермонтовского Демона с поэмой Альфреда де Виньи Элоа, или Сестра Ангелов Alfred de Vigny. Eloa, ou la Sœur des Anges, 1822. В дальнейшем интерес к проблеме угасает и оживляется лишь в 1940 году в связи с подготовкой лермонтовских томов Литературного наследства, включивших две работы о воздействии на Лермонтова европейских литератур. Томашевский в основополагающей статье Проза Лермонтова и западноевропейская литературная традиция, почти целиком посвященной творческой связи поэта с французской прозой ее влияние на Лермонтова, по мнению автора, «доминирующее»впервые в лермонтоведении глубоко и многосторонне раскрыл проблему «влияний» «воздействий» и типологической общности на материале русско-французских связей. Диаметрально противоположна по установке позиция план биографии лермонтова второй статьи, Федорова «нестыковка» объяснима: Томашевский — романист, в данном случае его занимает проза, Федоров — германист, его интересует преимущественно поэзия. В его обширной статье Творчество Лермонтова и западные литературы основное внимание уделено Шиллеру и Гете, несколько меньшее — Байрону; французской словесности — пара страниц. В изданной через 27 лет монографии Лермонтов и литература его времени 1967 позиция Федорова осталась неизменной. В советские времена «пионеры» в изучении темы Дюшен, Дашкевич, Родзевич неоднократно подвергались суровой критике: их упрекали в неспособности «схватить дух» лермонтовской поэзии, оценивать творчество поэта в его органической целостности; найденные сопоставления объявлялись поверхностными, аллюзии «Такое как у Родзевича. Считалось, что сравнительно-сопоставительный метод в план биографии лермонтова применении наносит урон представлению о самобытности Лермонтова, превращая его в покорного «ученика» и «подражателя». Упреки лермонтоведов Михайловой, Федорова, Локса и др. Таков был уровень компаративистики в план биографии лермонтова ХХ века; интерес к описанию диалога культур — заслуга более позднего времени Бем, Жирмунский, Томашевский, Лотман и др. Но и литературоведы-«критики» подчас попадали под воздействие псевдопатриотических идей особенно в эпоху борьбы с так называемым «космополитизмом». Сегодня важно отметить бесспорную заслугу «первопроходцев»: установленные ими аллюзии, переклички, реминисценции пусть не всегда доказательные подтверждали факт неоспоримого знакомства поэта с французскими текстами; при острой нехватке автобиографических материалов эти свидетельства, кроме всего прочего, давали основание для выдвижения гипотезы о наличии преемственной план биографии лермонтова. Лермонтов усваивает европейский опыт творчески, по-своему, оригинально переплавляя предыдущую традицию. План биографии лермонтова время — дилетант серьезной «учебы» у него не было, Благородный Пансион — не в счет, пребывание в нем было слишком краткимно дилетант гениальный, Лермонтов проходит строгую «школу» европейской и, в частности, французской литературы и к последнему периоду свой «дилетантизм» изживает. К концу тридцатых план биографии лермонтова поэт план биографии лермонтова « свой», глубоко самобытный путь, обретает крылья, его, как можно предположить, ждет яркий творческий взлет, но план биографии лермонтова трагическая судьба! Вяземский, «Остальные гипотезы Дюшена, касающиеся связи поэзии Лермонтова с Гюго, не идут дальше сопоставления самых общих черт сходства» Федоров Вы были слишком строги к нему. Разумеется, в таланте его отзывались воспоминания, впечатления чужие; но много было и того, что означало сильную и коренную самобытность молодой поэт, образованный каким бы то ни было учением, воспитанием и чтением, должен неминуемо протереться на дорогу по тропам избитым и сквозь ряд нескольких любимцев, которые пробудили, вызвали и, так сказать, оснастили его дарование» курсив мой. Рейфману, Роману Лейбову за ценные замечания, друзьям и знакомым за помощь в подготовке и оформлении книги, а также План биографии лермонтова Литвинову за подготовку электронной публикации и размещение книги в Интернете см. Русско-французские литературные связи конца XVIII — первой половины XIX века. Пушкин и французская литература. Лермонтов и французская литература: иа также см.

Смотрите также:



Коментарии:

  • Свои грустные размышления о трудной миссии поэта Лермонтов продолжает и в стихотворении «Журналист, читатель и писатель»: Скажите ж мне, о чем писать?