Научная статья по логистике


Статья - Журнал Проблемы современной экономики ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ Проблемы современной экономики, N 2 262008 МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента в нефтегазохимическом комплексе Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета, кандидат экономических наук Анализ концепций логистики Анализ существующих в российской экономический науке концепций логистики показывает, что они в значительной степени отражают различные эволюционные этапы ее развития, исторически обновленного под научная статья по логистике объективных процессов в мировой экономике. В отечественной школе логистики есть два методологических подхода, предопределяющих в значительной степени направление научных разработок использование логистики в экономической практике России. В этой концепции, зародившейся на Западе в середине XX в. Предметом исследования становятся организационно-экономические основы формирования самих материальных и товарных потоков, традиционно соответствующих этим подразделениям производственно-коммерческой деятельности. С нашей точки зрения указанная концепция бесперспективна, поскольку: — ориентируется на улучшение локальных результатов деятельности этих звеньев, безотносительно к конечному результату — уровню удовлетворения потребителей с минимальными издержками; — игнорирует современные достижения логистики в интегрированной произ­водственной и материальной инфраструктуре; — способствует научной профанации логистической науки, придавая псевдоновизну тривиальным и устаревшим положениям по экономике и организации снабжения и научная статья по логистике. На Западе научная статья по логистике развития инфраструтурных отраслей и видов деятельности — материально-технического обеспечения, сбыта, дистрибьюции продукции и услуг, транспортно-складского и экспедиторского комплекса, систем энерго- тепло- и водоснабжения и др. В России производственная инфраструктура формировалась научная статья по логистике долгое время функционировала и развивалась без таких логистических преобразований. Поэтому их автоматическое причисление к логистике только по определению и по аналогии с зарубежным опытом некорректно, так как не нацеливает на конкретную и содержательную программу мероприятий по действительному использованию современных форм и методов логистики в этой сфере. Эта концепция более прогрессивная и отражает новый этап эволюции всех составляющих производственной материальной инфраструктуры, объективно подготавливая и подводя управление ими к логистической идее. Здесь объективные предпосылки актуальности и целесообразности логистического подхода выступают следствием глобальных научная статья по логистике тенденций в мировой экономике и постепенной переориентации на рынок потребителей. Начиная с 60-х гг. Последняя реализует сквозные функции управления и регулирования распределения материальных потоков на фирме-производителе, начиная с момента поступления материалов на склад и вплоть до выхода этого потока за пределы предприятия в виде готовой продукции. Тем самым объединяются под единое управление ранее независимые процессы — снабженческо-заготовительные, погрузочно-разгрузочные, транспортно-экспедиционные и таможенно-складские, регулирование запасов и прочие виды деятельности, которые по существу создают и направляют все движение материальных ценностей с ориентацией на конечную цель фирмы. Ограниченность рассмотренной концепции в значительной степени связана с достаточно распространенной сбытовой концепцией маркетинга, согласно которой материальное производство остается наиболее приоритетной и доминирующей стадией воспроизводственного процесса; на нее работают все другие инфраструктурные звенья, следовательно, и зависят от его требований. Более последовательной разновидностью указанной концепции, отвечающей полной переориентации на рынок потребителя, его потребности и нужды что соответствует наиболее прогрессивной маркетинговой концепции социально-ответственного или социально-этичного маркетингаявляется сквозная организационно-аналитическая оптимизация всей совокупности материальных и товарных потоков с позиций единого целого, равно как и самих потоковых процессов. Не прин­ципиально, осуществляется ли движение и преобразование этих потоков в границах одной фирмы-собственника либо силами нескольких сопряженных экономически и юридически независимых производственно-коммерческих субъектов, но являющихся по сути звеньями общего материального товарного потока отраслевого и межотраслевого воспроизводственного процесса, вплоть до создания конечного продукта, его распределения и потребления. Это различие приобретает научная статья по логистике при проектировании и создании соответственно микро- мета мезо- и макрологистических систем. В рамках такой общей концепции логистики парадоксальной выглядит класси­фикация деление ее по функциональному признаку на заготовительную, произ­водственную, транспортную, складскую, распределительную и другие виды логис­тики. Постадийное дробление потока перечеркивает основную суть идеи логистики — целостность охвата и оптимизации единых потоковых процессов. Такое условное деление оправдано, если предполагает сделать предметом логистики: — оптимальную организацию самих потоков, в результате которой устанавливаются границы структурно-функциональных подразделений например, степень целесообразности покупки, производства, складирования, транспортировки различными видами транспорта сырья, комплектующих изделий, оборудования ; — решение научная статья по логистике локальных логистических задач внутри функциональных подразделений, в первую очередь, по подготовке к реализации оптимальных научная статья по логистике распорядительного логистического центра. Такой подход угрожает подменить с помощью логистики традиционную и дос­таточно содержательную деятельность других профессий и соответствующих наук по экономике и организации материально-технического обеспечения производства и торговли, транспорта, научная статья по логистике хозяйства, сбыта; это требует либо отказа от такого деления логистики как особой научная статья по логистике, на которую никакая другая дисциплина не претендует, либо предусматривает необходимость четкого разделения задач и функций в рамках указанных подразделений, чтобы обоснованно отличать логистику в производстве, в снабжении, в транспорте и складском деле, в обла­сти управления информацией, финансами от традиционной научно-практической деятельности в этих сферах экономики и организации соответствующих подразделений. В противном случае логистика претендует на замещение этих прикладных экономических наук, следовательно, признает их несостоятельными. За логистикой в рамках рассмотренных подразделений следует закрепить следующие задачи: — формирование информации о ресурсных возможностях этих подразделений и других ограничениях при использовании научная статья по логистике оперативной логистики информации о расширении этих потенциальных возможностей и устранении ряда ограничений при использовании стратегической логистики; — создание и развитие логистических систем в указанных подразделениях по модульному принципу управления с достаточной самостоятельностью модулей и агрегированных блоков. Это обеспечит сочетание централизованного управления логистики с централизованной деятельностью внутри этих блоков, характерной для традиционных потоков и операций; — определение комплекса предпосылок в виде конструктивной программы ме­роприятий для реализации оптимальных решений логистического центра. Рассмотренные выше концепции органично связывают теорию, методологию, объект и предмет логистики с определенными видами деятельности, ограниченной материальными, товарными и сопутствующими им информационными и финансовыми потоками. Появление новой современной третьей концепции логистики как научной научная статья по логистике управления любыми потоковыми процессами в любой сфере человеческой деятельности, имеющими пространственно-временную последовательность, охватывает и научная статья по логистике операции, медицину научная статья по логистике здравоохранение, и туризм, спорт, и юриспруденцию, банковские услуги — путем их рационализации оптимизации ради улучшения конечных результатов этих видов деятельности. Эта концепция логистики предпочтительнее, поскольку обладает следующими преимуществами научного и практического характера: — не отменяет научно продуктивную вторую концепцию, а рассматривает ее как частный случай экономической логистики, могущей иметь свои «специализации», образованные не по стадиям движения и преобразования единого материального потока, а по сферам ее применения, например, промышленная логистика, строительная логистика, финансовая, банковская, региональная логистика, логистика народнохозяйственных комплексов. Каждая из этих сфер экономической деятельности имеет свои логистические цепи, сети, проблемные ситуации, постановку, моделирование и методы решения своих специфических задач; — возможность использования новых логистических форм и методов, актуальных и характерных для пространственно-временных потоковых процессов в различных видах деятельности, взаимно обогащающих логистический арсенал; — отпадает необходимость подменять логистикой содержательную деятельность объектов логистизации, сохраняя за логистикой глобальную интеграцию и рационализацию всей совокупности пространственно-временных процессов, существенно не затрагивая их содержательную сторону. Третья концепция может потребовать разграничения своего объекта, предмета, методологии и аппарата исследования с другими научными дисциплинами, например, экономической кибернетикой, применением экономико-математических моделей и методов в управлении народным хозяйством, информатикой, теорией управления. Отечественная практика использования логистики в области нересурсоемких услуг подтверждает правомерность последней логистической концепции. В этой области научная статья по логистике этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информационной инфраструктуры и субъектов, осуществляющих формирование, распространение использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Существующие концепции логистики, их анализ и оценка ее воздействия на масштабы и результативность применения в национальной экономике тесно связаны с проблемой логистизации отечественных структур. Современная логистика, 7-е издание: Пер. Управление цепью поставок: Пер. Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2016 ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная онлайновая версия.

Смотрите также:



Коментарии:

  • Ukraine "Walpole" by John Morley: the formation of the Whig policy from the perspective of British classical liberals Vasil'eva E.