Методики обследования речи


Методика исследования грамматического строя речи у дошкольников Исследование грамматического структурирования Методика исследования грамматического строя речи у дошкольников Исследование грамматического структурирования Методика исследования грамматического строя речи у дошкольников Исследование грамматического структурирования Исследование грамматического структурирования на уровне предложения 1. Составление предложений из слов в начальной форме. С целью исследования возможностей детей моделировать структуру предложения из определенного лексического материала, правильно выбирать форму этих слов из парадигматического ряда предлагаются дифференцированные задания на составление предложений из слов в начальной форме. Эти задания предлагаются в различных вариантах. Для определения возможностей правильного расположения слов в предложении используется различный порядок исходных существительных и методики обследования речи. В одних заданиях слова даются в той же последовательности, в какой они воспроизводятся в предложении. В других заданиях порядок предъявляемых слов не соответствует их последовательности в предложении. В заданиях этой серии ставится и задача определения возможностей структурирования различных типов предложения например: Мальчик открывает дверь. Дети гуляют на улице. Мальчик рубит дрова топором. Бабушка дает внучке яблоко. Мама купила Пете большой шар. Для выявления роли отдельных членов предложения и отдельных частей речи в структурировании предложения методики обследования речи задания с измененной формой либо глагола, либо существительного. В начале предложения ставится либо подлежащее, либо сказуемое, либо второстепенный член предложения например: Карандаш рисовать девочка. Сидеть синичка на ветке. Яблоко бабушка внучка дает. Материалом исследования служат следующие серии слов: а порядок слов не изменен, глагол дается в правильной форме, существительное - методики обследования речи начальной форме: Девочка одевает кукла. На кукла красный бант; б изменен порядок слов, глагол дается в правильной форме, а существительное - в начальной форме: Карандаш рисует девочка. Яблоко бабушка внучка дает; в методики обследования речи слов не изменен, изменена форма глагола, существительные даны в правильной форме: Мальчик открывать дверь. Мальчик гулять на улице. Ребята купаться в реке; г порядок слов изменен, изменена форма глагола, существительные даны в правильной форме: Рыбу ловить мальчики. Сидеть синичка на ветке. Лечить доктор детей; д порядок слов не изменен, все слова даются в начальной форме: В сад расти вишня. Мальчик рубить дрова топор. Миша дать собака большая кость; е порядок методики обследования речи изменен, методики обследования речи слова даны в начальной форме: Ехать по улица машина. Петя купить шар большой мама. В начале эксперимента методики обследования речи дается следующая инструкция: «Сейчас я буду называть слова предложения. А ты из этих слов составь правильное предложение. Порядок слов можно менять. Добавление пропущенных слов предложения. Материалом служат следующие предложения с пропущенными словами: методики обследования речи с пропущенным глагольным сказуемым: Мальчик. Лена наливает чай … кружку. В начале эксперимента дается следующая инструкция: «Я буду говорить тебе предложение с пропущенным словом. А ты внимательно слушай. Добавь про себя слово и скажи это предложение полностью». Место пропущенного слова обозначалось паузой в-середине предложения или интонацией незаконченности в конце предложения. Материал исследования включает предложения с различной глубинно-семантической и поверхностной структурой. Основанием для включения этого методики обследования речи в методику исследования является экспериментально доказанное положение о том, что ребенок может повторить только методики обследования речи структуру предложения, которой владеет в речи. Можно предложить следующие предложения: Наступила осень. Из гнезда вылетела ласточка. В саду много груш. В лесу растут сосны. Белая береза склонилась от ветра. В саду было много красных яблок. Над водой летали белые чайки. Земля покрыта белым снегом. Методики обследования речи вечеру сильно подморозило. Крепко спит медведь под снегом. Ранней весной затопило весь наш луг. Дети катали из снега комки и делали снежную бабу. Медведь нашел под большим деревом глубокую яму и сделал там себе берлогу. Наступила зима, и выпал пушистый снег. Петя сказал, что не пойдет сегодня гулять, потому что холодно. Школа, в которой учился Сережа, была далеко от его дома. На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади. Мы подошли к большому домуг который стоял на берегу реки. В начале исследования ребенку дается инструкция: «Я буду говорить предложения. А ты внимательно послушай каждое предложение и повтори». Материалом служат предложения с неправильными формами слов неправильными падежными окончаниями, предлогами, неверным согласованием существительного и прилагательного, существительного и глагола, неадекватным употреблением возвратных глаголов, страдательных оборотова также аналогичные правильные предложения. Неправильные предложения: Девочка гладит утюга. Земля покрыла белым снегом. Деревья шумят от ветром. У Нины большая яблоко. Березки склонили от ветра. Хорошо спится медведь под снегом. Над большим деревом была глубокая яма. В лесу много ягодой. В саду пахли сиренью. На море плывут корабль. В начале исследования экспериментатор говорит ребенку: «Я буду называть тебе правильные и неправильные предложения. А ты внимательно слушай и поправляй меня, если я скажу неправильно». После воспроизведения предложения задаются следующие вопросы: «Правильно я сказала? А как сказать правильно? Какое слово я сказала неправильно? Исследование грамматического структурирования на уровне словосочетания методики обследования речи. Понимание и употребление предложно-падежных конструкций. Материалом исследования являются картинки с изображениями двух предметов в различных пространственных соотношениях: ложка в стакане, ложка на стакане, ложка под станом, ложка за стаканом, ложка перед стаканом; щетка на тумбочке, щетка под тумбочкой, щетка около тумбочки. Используются также реальные предметы: карандаш и книга. Исследование проводится с использованием двух видов заданий. Ребенку предлагается показать картинку. Дается инструкция типа: «Покажи, где ложка в стакане? Методики обследования речи ложка на стакане? Ребенку предлагается выполнить действие. Даются следующие инструкции: «Положи карандаш в книгу, методики обследования речи книгу, под книгу, перед книгой, за книгу, около книги методики обследования речи др. », «Возьми карандаш с книги, из книги, из-под книги». Исследование также проводится с использованием двух видов заданий. Предлагается назвать, где находится предмет, изображенный на картинке. Экспериментатор показывает методики обследования речи и дает инструкцию типа: «Где находится ложка? В начале исследования экспериментатор выполняет действие кладет карандаш в книгу, на книгу, под книгу, перед книгой; за книгой, около книги; берет карандаш с книги, из книги, из-под книги. После показа действия дается инструкция типа: «Скажи, куда я положила карандаш? » или «Откуда методики обследования речи взяла методики обследования речи Дифференциация единственного и множественного числа существительных. Материал исследования: картинки, изображающие один и несколько предметов перо - перья, груша - груши, щетка - щетки, улей - ульи, дом - дома, дерево - деревья, расческа - расчески, пионер - пионеры, белка - белки, оса - осы, мальчик - мальчики. Детям предлагается показать картинки: «Покажи, где перо? » б Дифференциация в экспрессивной речи. Экспериментатор показывает картинку и предлагает назвать предмет или предметы, изображенные на картинке «Скажи, это что? » или «Это кто? Употребление существительных в родительном падеже множественного числа. Материал исследования: 10 картинок перья, груши, щетки, ульи, деревья, расчески, пионеры, белки, осы, мальчики. Экспериментатор показывает картинку и дает следующую инструкцию: «Скажи, здесь много чего? Употребление существительных дательного падежа множественного числа. Материал исследования: картинки, изображающие, например, парты, столы, елки и другие деревья. Перед ребенком последовательно выкладываются картинки. По картинке дается инструкция типа: «Представь, что впереди тебя стоят столы и ты подходишь к ним. Я подхожу к чему? Дополни предложение: Я подхожу к. А если впереди тебя растут деревья, то как ты скажешь? Я подхожу к чему? Употребление существительных творительного падежа множественного числа. Материалом исследования могут служить картинки: дома, поля, березы и другие деревья. Перед ребенком поочередно выкладываются картинки. Дается следующая инструкция: «Представь, что ты летишь на самолете и смотришь в окно. А внизу ты методики обследования речи дома, поля, леса, березы и другие деревья. Если ты увидишь дома, то как ты скажешь? Самолет летит над чем? Употребление существительных предложного падежа множественного числа. Материалом исследования служат слова и картинки: крыши, деревья, провода, дороги. Экспериментатор говорит ребенку: «Когда на улице зима, идет снег. Снег покрывает крыши, деревья, провода, дороги. Если крыши в снегу, то как ты скажешь? Снег лежит на чем? Согласование существительного и прилагательного в роде и числе. Материалом исследования служат следующие картинки: красное платье, красный шарф, красная кофта, красные весы; синее ведро, синий шар, синяя тетрадь, синие вещи; кожаное пальто, кожаный портфель, кожаная сумка, кожаные перчатки. Перед ребенком раскладывается серия картинок с методики обследования речи предметов одного цвета. Дается инструкция: «Я буду называть цвет предмета, а ты догадайся, о каком предмете я говорю, и покажи его на картинке. Экспериментатор предлагает ребенку картинки с изображением предметов одного цвета. Дается инструкция: «Назови цвет этих предметов, какие они? » Экспериментатор показывает предмет, называет его: «Шарф, какой он? Согласование существительного и прилагательного в родительном падеже множественного числа. Материалом исследования являются картинки: в вазе большие яблоки, на земле много желтых листьев. Экспериментатор кладет перед ребенком первую картинку и методики обследования речи «В вазе лежат большие яблоки. А как можно сказать по-другому? В вазе много чего? Если ребенок дает только форму существительного, задается вопрос: «Каких яблок? Дифференциация глаголов единственного и множественного числа настоящего времени. Материал исследования: картинки с изображением действий одного или нескольких людей Мальчик вытирает. Девочка катается на санках. Методики обследования речи катаются на санках. Экспериментатор показывает картинку и дает инструкцию типа: «Покажи, где вытирают? » б Дифференциация в экспрессивной речи. Экспериментатор показывает картинку и дает инструкцию типа: «Назови, что делает мальчик? Изменение глаголов прошедшего времени по родам. Материалом исследования служат картинки: Мальчик упал. Экспериментатор раскладывает указанную серию картинок и дает следующую инструкцию: «Покажи, кто упал, кто упала, где упало». Методики обследования речи дает следующую инструкцию: «Мальчика и девочку зовут одинаково - Женя. Я буду показывать картинку, а ты будешь говорить, что делает Женя, Женя упал или Женя упала, и дополнять предложение». Экспериментатор показывает картинку и говорит: «Женя. » В случае затруднений даются для выбора две формы: «Женя упал или упала? Различение глаголов совершенного и несовершенного вида. Материал исследования: картинки Девочка моет руки. Экспериментатор предлагает методики обследования речи рассмотреть парные картинки, например, «девочка моет руки», «девочка вымыла руки». Затем дается инструкция: «Покажи, где девочка моет руки? Где девочка вымыла руки? » б Дифференциация в экспрессивной речи. Перед ребенком раскладываются две парные картинки, например, «девочка одевается» и «девочка оделась». Экспериментатор показывает картинку и задает вопрос: «Что делает девочка? » или «Что сделала девочка? Понимание и употребление возвратных глаголов. Материалом исследования являются картинки с обозначением действий Мальчик прячет машинку. Мальчик прячется за стулом. Экспериментатор показывает ребенку парные картинки, например, «мальчик прячет» и «мальчик прячется». Дается следующая инструкция: «Здесь кто-то прячет, а кто-то прячется. » б Употребление в экспрессивной речи. Перед ребенком раскладываются парные картинки, например, «девочка причесывает» и «девочка причесывается». Дается следующая инструкция: «На этих картинках одна девочка причесывает, а другая причесывается. Что делает эта девочка? Л что делает эта девочка? » В случае затруднений предлагаются обе формы: «Девочка причесывает или причесывается? Дифференциация глаголов с различными приставками. Материал исследования: картинки, изображающие различные действия Дети входят. Птичка вылетает из клетки. Ребенку предлагаются парные картинки, например, «мальчик открывает дверь» и «мальчик закрывает дверь». Экспериментатор дает следующую инструкцию: «Покажи картинку, на которой мальчик открывает дверь? А где мальчик закрывает дверь? » б Употребление в экспрессивной речи. Экспериментатор раскладывает перед ребенком две парные картинки, например, «дети входят» и «дети выходят», показывает одну из картинок и задает вопрос: «Что делают дети? » В случае затруднений экспериментатор предлагает два глагола, из которых надо методики обследования речи правильный методики обследования речи «Посмотри еще раз на картинку и скажи, дети входят или выходят». Исследование понимания и употребления уменьшительно-ласкательных форм существительных. Материалом исследования служат картинки: машина - машинка, банка - баночка, шкаф - шкафчик, корзинка - корзиночка, кружка - кружечка. Экспериментатор рас-кладывает перед ребенком парные картинки, например, «машину» и «машинку» и дает следующую инструкцию: методики обследования речи, где машина? » б Дифференциация методики обследования речи экспрессивной речи. Ребенку предлагаются парные картинки с изображением большого и маленького предмета. Экспериментатор показывает предмет и задает вопрос: «Это что? » При затруднениях у ребенка экспериментатор осуществляет помощь следующим образом: «Машина - это большая, а как назвать ласково одним словом методики обследования речи машину? Образование названий детенышей животных. Материал исследования: картинки с изображением наиболее знакомых детям домашних и диких животных, домашних птиц кошка и котенок, методики обследования речи и щенок, свинья и поросенок, корова и теленок, лошадь и жеребенок, еж и ежонок, слон и слоненок, лиса и лисенок, гусь и гусенок, утка и утенок, курица и цыпленок, птица и птенчик. Перед ребенком раскладываются методики обследования речи картинки на слова одной семантической группы, например, утка и утенок, методики обследования речи и гусенок. Дается следующая инструкция: «Покажи, где гусенок? В начале исследования экспериментатор дает следующую инструкцию: «Сейчас мы будем вспоминать названия детенышей животных». Затем задаются вопросы: «Как называется детеныш у гуся? Образование прилагательных от существительных. Материалом служат словосочетания, обозначающие, из чего сделан предмет: стол из дерева, кукла из соломы, шапка из меха, шарф из шерсти, ножницы из металла, мяч из резины, салфетка из бумаги, чайник из фарфора, ключ из железа, ком из снега, сумка из кожи, коробка из картона, труба из кирпича, подушка из пуха, платье из шелка, платье из ситца. В начале исследования формируется ориентировка в задании: «Банка методики обследования речи из стекла, поэтому мы говорим: «Банка стеклянная». Затем дается следующая инструкция: «Скажи, если стол сделан из дерева, то какой он? » В случае затруднений повторяется предыдущий методики обследования речи словообразования или называется методики обследования речи слога слова де- дере. Материалом исследования являются следующие словосочетания: лист березы, лист осины- лист дуба, лист клена, шишка сосны, шишка ольхи, варенье из вишни, варенье из яблок, варенье из малины, варенье из груш, методики обследования речи из методики обследования речи, суп из грибов. Экспериментатор дает следующую инструкцию: «Скажи, как называется лист березы, какой он. » В случае затруднений воспроизводится 1-2 слога слова бе- бере. Речевой материал, процедура инструкция. Ребенку задаются следующие вопросы: «Как назвать лису за хитрость? Как называют волка за жадность? Методики обследования речи днем мороз, то как можно назвать такой день? Если светит солнце, то как называют такой день? » В случае затруднений осуществляется помощь со стороны экспериментатора, называется первый слог слова, например, хит- трус. Речевой материал: словосочетания лапа лисы, лапа волка, лапа медведя, сумка мамы, сумка папы, сумка бабушки, сумка дедушки. Ребенку дается следующая инструкция: «Скажи, как называется лапа лисы. В случае затруднений используются картинки. При оценке выполнения заданий на грамматическое структурирование учитывались следующие критерии: правильность методики обследования речи и способ выполнения методики обследования речи. Каждое задание оценивается следующим образом: самостоятельное и правильное методики обследования речи задания - 3 балла, правильное выполнение задания с помощью экспериментатора - 2 балла, частичное выполнение задания - 1 балл, неправильное выполнение задания даже с помощью экспериментатора - 0 баллов. При выполнении задания на грамматическое структурирование осуществляется изучение операции внутреннего программирования отдельного высказывания задания по грамматическому структурированию на уровне предложенияа также исследование особенностей операции выбора и актуализации лексики задания на дополнение предложения словом, задания по порождению отдельных высказываний, исследование словообразования. Источник: Методика психолингвистического изучения нарушения речи у аномальных детей. Научный редактор: д-р пед.

Смотрите также:



Коментарии:

  • » б Дифференциация в экспрессивной речи.